Годунов-2

На ком прервалась династия Рюриковичей?

20 января 1598 года в Москве тихо скончался царь Федор Иоаннович, последний остававшийся в живых наследник Ивана Грозного. Он просидел на троне ни много ни мало 14 лет, но вот управлял ли при этом хоть один день? Номинально да, практически – нет. Ибо уже спустя три года после смерти Иоанна Грозного всю власть в стране прибрал в свои руки могущественный боярин Борис Годунов, который оказался весьма предусмотрительным, добившись того, что «женил» царя на своей сестре Ирине. С того же дня «добрый» шурин и отодвинул царя и от политики, и от необходимости принимать какие-то судьбоносные решения…

Многим, наверное, известна расхожая фраза о «мальчиках кровавых в глазах». Да, именно Годунову приписывали умерщвление еще одного претендента на престол – царевича Дмитрия, который воспитывался в Подмосковье. Вся его вина заключалась в том, что уже с ранних лет он проявлял в себе черты своего грозного отца. Вот как пишет об этом Д. Флетчер, английский путешественник, написавший книгу «О государстве Русском», датированную 1591 годом.

«Младший брат царя, дитя лет шести или семи (как сказано было прежде), содержится в отдаленном месте от Москвы, под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Кормилица, отведавшая прежде него какого-то кушанья (как я слышал), умерла скоропостижно. Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нем начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут».

Нужен ли был Годунову такой соперник? Очень сомнительно. Ведь чем старше становился царевич, тем больше с ним было бы проблем. Кстати, официальное расследование смерти царевича, последовавшей 15 мая 1591 года, пришло к выводу, что Дмитрий, страдавший эпилепсией, случайно напоролся на собственный нож во время припадка. Как тут не вспомнить черный анекдот о человеке, который поскользнулся на апельсиновой корке. И так 12 раз! Молва же убийство приписала «Бориске».

Но вернемся к Федору Иоанновичу. Это был тихий беззлобный царь, который практически всегда улыбался, так что и понять было нельзя, что это веселый нрав или, как говорят в народе, смех без причины признак дурачины. Но Федор был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто приходил к царю с какой-то просьбой или предложением, он отсылал его к Годунову.

Царь был небольшого роста, приземист, одутловат, походку имел нетвердую, по характеру был ленив. Но народ его очень любил именно за его набожность.

Одной из главных задач, которая стояла перед Годуновым, это не допустить, чтобы в браке Федора и Ирины родился сын. И ради этого Федору Иоанновичу постоянно вдалбливалось, что слишком частое интимное общение с женой грех, что тем самым он ухудшает свое будущее и т. д. Не кто иной, как Годунов добился, чтобы у царя и царицы даже не было общей спальни, а постель они разделяли всего несколько раз в году перед постами.

При такой «активной» супружеской жизни Ирина даже умудрилась однажды забеременеть и родила дочь. Но от худого семени не бывать доброго племени – малышка умерла, едва дожив до года. После этого супружеские отношения сами по себе сошли на нет. «Добрый» шурин мог только потирать руки от радости…

Многочисленные посты и ежедневные многочасовые молитвы отчего-то не прибавили здоровья царю. Он постепенно чах, а в конце 1597 года окончательно слег, чтобы почить в бозе 20 января (по новому стилю).

И опять эту смерть, по обыкновению, приписали Борису Годунову, занявшему трон после смерти Федора Иоанновича. Но доказательной базы, как говорится, в те времена не было. И только не так давно ученые решили исследовать останки Федора. Каково было их изумление, когда в костях скелета они обнаружили … мышьяк! То есть, царя медленно и уверенно травили.

Впрочем, не зря говаривал Александр Невский в свое время: «Кто к нам со своим мечом придет, от меча и погибнет!» Недолго судилось Борису царствовать. 13 апреля 1605 года царь казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Но вскоре вернулся, сказав, что чувствует дурноту. Пока шел лекарь, из ушей и носа Бориса пошла кровь. А дальше началась агония. Налицо признак отравления солями тяжелых металлов. И сыну Бориса – Федору – трон не принес радости. Уже 10 июня, менее чем через два месяца, разъяренная толпа москвичей, науськиваемая Лжедмитрием, убила и Федора, и его мать. А ведь парню шел только 17-й год…

Не судите, и не судимы будете!

И еще мне хочется привести выдержку из статьи моего московского друга Владимира Рогозы.

Псле смерти царя Федора Иоановича борьба за власть вступила в решающую фазу, в ход пошли все меры: интриги и подкуп, подлоги и фальсификации, угрозы и слухи… Сначала Борис попытался посадить на трон свою сестру, царскую вдову Ирину, но под давлением толпы (бояре организовали народные волнения), она отказалась от власти в пользу Боярской думы. Дума сразу же попыталась собрать Земский собор. Но попасть на Собор могли только москвичи – по приказу Годунова все дороги к столице были перекрыты. Вдобавок, в Думе развернулась острая борьба между сторонниками претендентов на престол. Годунов в их число не входил и вынужден был укрыться в Новодевичьем монастыре, где уже жила его сестра. Столица впервые стала ареной острой предвыборной борьбы, первый этап которой Годунов проиграл. Только противоречия в Думе, куда Борис заранее провел своих родственников и сторонников, не позволили боярам лишить его поста правителя.

Теперь все предвыборные хлопоты берет на себя преданный Годунову патриарх Иов. В феврале он собрал Земский собор, на который пригласили верных ему духовных лиц и сторонников правителя. На Соборе была зачитана «хартия», в которой ярко описывалась биография претендента и умело обосновывались его притязания на престол. Эту хартию можно считать первым агитационным предвыборным документом в России.

Земский собор принял решение об избрании Годунова на царство и решил провести шествие к Новодевичьему монастырю и «всем единогласно с великим воплем и неутешным плачем» просить Годунова принять царство. Следовало торопиться. Боярская дума, не сумев выдвинуть единого кандидата на престол, стала уговаривать народ присягнуть Думе и учредить боярское правление.

20 февраля патриарх организовал шествие к монастырю. В этой ситуации Годунов сделал рискованный, но продуманный ход, – он отказался принять престол. Правитель правильно рассчитал, что дальнейшие уговоры, которые умело организует Иов, создадут благоприятный общественный резонанс.

Иов Годунова не подвел. Уже вечером в Москве зазвонили колокола, открылись все церкви. За кого всю ночь агитировали духовные пастыри – сомневаться не приходится. Утром к Новодевичьему монастырю двинулся крестный ход, сопровождаемый толпой народа. Видимость всенародной поддержки была достигнута. Поотказывавшись для виду, Годунов согласился принять царский венец.

Формально избранный на царство, он не спешил в Москву. По традиции решение Собора должно быть утверждено Боярской думой. Но Дума делать этого не собиралась, а сломить ее сопротивление сторонники Годунова пока не могли.

Без думского утверждения Годунов 26 февраля торжественно въехал в Москву. В Успенском соборе Кремля Иов вторично благословил его на царство. Думцы на торжества не прибыли, так как не считали Годунова законно избранным царем, и ему пришлось вернуться в монастырь.

Иов нашел выход из положения. В начале марта он собрал новый Земский собор, на котором решили провести всеобщую присягу на верность царю, причем проводить ее надлежало в храмах. В провинцию отправились представители Годунова, которые кроме текста присяги везли денежное жалование дворянам (весомый «аргумент»).

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *