Памятник Баг

Краеведение: памятник битве при Прейсеш-Эйлау

История памятника начинается с 1851 года. Именно тогда возникла идея увековечить сражение между союзными русско-прусскими войсками и французской армией, произошедшее у Прейсиш-Эйлау 7-8 февраля 1807 года.
Первоначально была мысль увековечить роль маленького прусского корпуса — в немецкой историографии «прусскому корпусу» генерала Лестока отводится чуть ли не решающая роль в сражении. Но, справедливости ради, следует отметить, что «прусский корпус» точнее было бы назвать отрядом под командованием прусского генерала Лестока, т.к. по численности он был меньше корпуса, а до 1/3 его состава представляли русские подразделения, например, Выборгский пехотный полк и казаки.
В 1851 году под руководством главы окружной администрации Прейсиш-Эйлау фон Хайдена-Нерфкена был создан Комитет по сооружению памятника. Но только в 1854 году комитет представил на утверждение прусскому королю Фридриху Вильгельму IV заявление, в котором была выражена просьба «с отеческой милостью благосклонно позволить и посодействовать строительству памятника прусским воинам».
Необходимо отметить, что король Пруссии Фридрих Вильгельм IV был фигурой неоднозначной. По словам российского историка Ю.Виппера «Пруссией правил король с романтическими взглядами, склонностью к красивым речам и данными для психического расстройства. Эти личные черты короля внесли много тяжёлой путаницы в ход политики. В то время, как к нему обращались с напоминанием о созыве народных представителей, он выражался презрительно о верховенстве народа, о «бумажных конституциях», тогда как сам он получил корону «в лен от Бога», требовал строгого соблюдения границ между сословиями, так как они положены самой природой и т.п.
Считая христианство затронутым новой философией, король снова начал преследования журналов и университетского преподавания». (*Виппер Р.Ю. Учебник новой истории. Москва, 1910, с. 230-231).

Судя по всему, король не питал любви к восточной провинции. В частности, он обмолвился однажды, что кёнигсбергские либералы мнят, что «в Кёнигсберге формируются мнения всей Германии». Зато присутствовать на мероприятиях юбилейного характера Фридрих Вильгельм IV любил. Когда отмечался 300-летний юбилей Альбертины в 1844 году, он присутствовал при закладке первого камня в фундамент нового здания университета на Парадной площади. В 1851 году на той же Парадной площади был установлен памятник отцу короля — Фридриху Вильгельму III и сын ради этого приехал в Кёнигсберг. В 1853 году в присутствии короля торжественно открыли Восточный вокзал. Но вернёмся к истории нашего памятника.
В июле 1854 года Фридрих Вильгельм IV находился в Бартенштайне / Бартошице, Польша. Он пригласил туда Эйлаусский Комитет и сообщил, что в его намерения входит воздвигнуть большой памятник у Прейсиш-Эйлау. На сей раз дело не было отложено в долгий ящик, и в письме Комитету от 17 октября 1854 года король сообщил, что по его указанию архитектор Штюлер разработал проект памятника. Эти архивные данные сумел найти немецкий историк Хорст Шульц, долгие годы посвятивший исследованию и поиску материалов, связанных с историей родного округа Прейсиш-Эйлау.

Фридрих Август Штюлер был известным архитектором, среди работ которого можно назвать проект перестройки Зимнего дворца в Петербурге, Национальный музей в Стокгольме, Академию в Будапеште, несколько значительных построек в Берлине и других городах Германии. В Кёнигсберге самым известным его творением стало новое здание университета, открытое в 1862 году. Но это случилось уже после открытия памятника в честь сражения при Прейсиш-Эйлау.
На изготовление памятника ушло почти 2 года. Изящный башневидный обелиск из песчаника высотой около 10 метров был сделан в Западной Пруссии. Установку его у Прейсиш-Эйлау запланировали на осень 1856 года. Летом Эйлаусский Комитет организовал благотворительное собрание, средства от которого были использованы для покупки земельного участка под памятник, земляных работ и закладки фундамента. Сам памятник подарил король.

О месте расположения памятника существовали самые разные мнения. Сначала думали о месте, где действовал корпус Лестока, в районе Кучиттена и Ауклаппена / посёлки Знаменское и Малое Озёрное Багратионовского района, но смущала отдалённость этого места от города. Поэтому сошлись на том, что лучше всего подойдёт высотка около Бартенштайнского шоссе, с которой открывался хороший обзор поля битвы 1807 года. Летом 1856 года эта высота была куплена городом Прейсиш-Эйлау. Король одобрил выбор места и заверил, что будет присутствовать при закладке фундамента 12 сентября 1856 года.

И вот торжественный день настал. Фридрих Вильгельм IV прибыл с манёвров, проводимых у Хайльсберга / Лидзбарк-Вармински, Польша. У памятника собрались представители Прейсиш-Эйлау и двух других городов округа — Ландсберга / Гурово-Илавецки, Польша и Кройцбурга / посёлок СлавскоеБагратионовского района. Собрались также представители духовенства, ветераны освободительных войн, школьная молодёжь и представители всех восточно-прусских полков, участвовавших в битве при Эйлау. Полковник Лесток и премьер-лейтенант Лесток, сын и внук генерала, а также 14 ветеранов сражения, проживавших в округе Прейсиш-Эйлау, тоже были здесь.

Глава окружной администрации Прейсиш-Эйлау фон Хайден вручил Фридриху Вильгельму молоток и попросил по обыкновению сделать 3 удара по закладному камню. На что король возразил, что он имеет привычку сначала положить раствор. Тогда мастер-строитель Лессинг вручил ему серебряную кельму, и король тщательно уложил раствор с одной стороны закладного камня. Каменщики-подмастерья закончили укладку фундамента. Прозвучали 3 удара молотком по камням фундамента, сделанные королевской рукой, после чего подобные удары произвели все высокопоставленные лица, включая военного министра. Всё это закончилось 21 пушечным выстрелом.

Затем последовало выступление генерал-фельдмаршала фон Врангеля, который поблагодарил короля и от имении армии и народа выразил неизменную преданность, а закончил свою речь троекратным «Ура!». Растроганный Фридрих Вильгельм IV сам произнёс речь, в которой вспомнил о днях той битвы, о прусских солдатах и русских союзниках. Наконец, вспомнили о тех, кто вынес на себе основное бремя сражения.

Вскоре после этих торжеств 20 ноября 1856 года был установлен сам памятник и состоялось его освящение.
Следущее крупное событие в истории памятника произошло 2 сентября 1907 года, когда отмечалась 100-летняя годовщина сражения при Прейсиш-Эйлау. В торжествах принимали участие принц Фридрих Вильгельм, руководство армии, представители правительства. Священник Прейсиш-Эйлау прочитал торжественную проповедь, принц Фридрих Вильгельм объявил о возложении венков, при этом снова прозвучал 21 пушечный залп. Кстати, пушки у памятника появились именно тогда. Особенностью праздника должно было стать шествие полков. Сейчас униформистские праздники практикуются по всему миру, а тогда это было довольно новым делом…

Но небо заволокли тучи и началась такая сильная гроза, что участникам церемонии пришлось вернуться в город.
К счастью, время пощадило прекрасный памятник. Багратионовцы любят это место, а называют памятник «Пушки». А ещё его называют «Памятник трём генералам». Действительно, с трёх сторон можно видеть барельефные портреты Лестока, Дирика и Беннигсена. Надпись на четвёртой стороне гласит: «8 февраля 1807 года. Достославной памяти Лестока, Дирика и их братьев по оружию».

https://vk.com/club144197679

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *