Дев-5 (2)

Девочки, сказки и малыши в больничных палатах

Счастье пришло в семью молодой учительницы Надежды Гутор рука об руку с несчастьем. Её долгожданная дочь Алёна появилась на свет с патологией тазобедренного сустава. Около месяца новорождённая лежала в больничной палате на растяжке, думали, что податливая «косточка» выправится. Потом последовали одна за другой несколько операций. До двух лет девочка была закована в белоснежные гипсовые латы по грудь.

– Это были мои невыплаканные слёзы, – вспоминает Надежда. – Врагу не пожелаю смотреть в большие и грустные глаза своего первенца. Ей хочется двигаться, переворачиваться со спины на животик, да просто шевелиться. А получается, как черепашка, только тоненькая шейка «выползает» из панциря.

Дальше медикам понадобилось много времени для того, чтобы определиться: как поступить дальше? В конце концов, врачи вынесли окончательный вердикт – для полного восстановления необходимо провести несколько сложных операций. Ребёнок растёт, и каждый раз новый сустав должен быть больше предыдущего…

А дальше?

Надежда на чудо?

Но оно может произойти только в том случае, если малышка будет находиться в специализированном реабилитационном центре.

Сколько?!

Мнения эскулапов разделились.

Это может быть год-два, а может и значительно дольше. В среднем два с половиной года. Если вообще будет прогресс…

– Как бы вы поступили на моём месте? – пытливо смотрит мне в глаза Надежда.

– Боролся бы за дочь!

– Только не говорите, что повезли бы ребёнка в Германию, Израиль или ещё куда-то, как сейчас модно. Дело было десять лет назад, тогда нельзя было взять и протрубить на всю страну: помогите, спасайте люди добрые! Наоперацию не хватает пару десятков миллионов!

Мы посоветовались с мужем и решили перебраться из города в посёлок. Свежий воздух, природа, экологически чистые продукты.

Может ли домашний творожок, маслице и сметана видоизменить сустав? Разве мы об этом думали?

Строили свой дом. Потом прочитали в Интернете, что часто в таких случаях помогает иппотерапия. Когда Алёнушка сядет верхом на лошадку, и животворящее тепло коняги будет облегчать ей боль.

Однажды о наших трудностях узнали добрые люди. И предложили нам пони-мальчика.

Алёнушка поковыляла к нему:

– Лошадка, у меня будет лошадка.

– Доченька, – объяснила я ей. Это не лошадка, а пони.

– Боня, Боня, — захлопала в ладони малышка.

Так и закрепилось за пони это имя. К своему питомцу дочь привыкла. Очень любила кормить с рук кусочками сахара-рафинада. А потом мы подсаживали дочь на спину животного и только слышали, как раздается глухое постукивание железных подков на лугу…

Верите или нет, но Алёнка постепенно начала ходить по земле всё увереннее. И те, кто знакомился с нею, иной раз даже не догадывался через какие муки мы прошли.

…Наш поселок Медовое, что находится менее чем в 20 км от Калининграда, имеет интересную историю. На рубеже XIX и ХХ веков здесь жил разводчик племенного скота Альбер Шуман. Он заказывал быков и коров из Голландии, и его селекционная работа увенчалась успехом.

В два последних десятилетия позапрошлого века в хозяйстве «правил бал» знаменитый Винтер, бык остфризской породы. По всей Германии ходил анекдот – когда высокопоставленный чиновник из Берлина прибыл в восточные земли и поинтересовался, чем славна Восточная Пруссия, ему ответили:

– Это философ Кант из Кёнигсберга и бык Винтер из Тикригенена.

Раньше посёлок был самодостаточным. Когда-то жизнь бурлила, здесь работала большая школа, Дом культуры, который «гремел» на всю округу. Но постепенно всё сошло на нет. ДК развалился, школа, в которую мы отдали Алёну, после «оптимизации» стала начальной.

Сегодня у нас насчитывает около 600 жителей, из них каждый шестой – ребёнок.

…У Алёны есть две закадычные подруги – сёстры-двойняшки Саша и Аня Жарковы. Их объединяет и то, что близняшки частенько лежали в больнице – у них другая напасть. Но все трое решили: вырастем, будем врачами.

Впрочем, это трио могло распасться. Когда Алёне было 10 лет, она вечером, возвратившись с прогулки, вдруг начала чесаться. Мама посмотрела, что могло стать причиной зуда, и обнаружила клеща.

Его осторожно извлекли, отправили в лабораторию.

Оттуда пришёл страшный ответ: клещ – переносчик болезни Лайма.

– У Алёны почти моментально полетела иммунная система, – рассказывает Надежда. – И самое ужасное – любые запахи, не только цветущих растений, вызывали страшную аллергию. Наша жизнь превратилась в кошмар – дочь даже не могла подойти к любимой лошадке.

Начиная с весны и заканчивая поздней осенью, девочка задыхалась…

Пришлось дать обратный ход – вернуть её в Калининград. Я, как преподаватель немецкого языка в одной из областных школ, умолила принять Алёну в школу-интернат для одарённых детей (ШИЛИ). Слава Богу, она девочка талантливая.

С понедельника по субботу включительно она живёт в интернате, а на единственный выходной мы забираем её домой, в Медовое. Хотя понимаем, палка о двух концах: с одной стороны ей здесь душевно, комфортно, она охотно играет со сводным братом и младшей сестрой, но с другой – постоянное ожидание приступа.

Надежда придумала практически идеальный вариант. Вместе с девчонками (Саша и Аня по воскресеньям у них частые гости), она решила устраивать представления для детей, которые проходят курс лечения и реабилитации в детской областной больнице.

Однажды мама увидела на калининградском рынке мастеровитого мужичка-самоучку, который продавал самодельные чемоданы.

– А что если сделать из этого кожаного «сундучка» городок в табакерке? – подумала Надежда.

Сказано – сделано. В чемодане поселились куклы, появился дом-сцена. Был сшит специальный разноцветный купол, взявшись за края которого можно кружить совместный хоровод.

Девчонки разучили несколько танцев, песен, которые используют в качестве «разогрева».

А потом устраивают кукольные спектакли.

– На малышей невозможно смотреть равнодушно, – делится Надежда. – Когда их зачастую восковые по цвету личики (сказывается недостаток свежего воздуха) начинают розоветь от оживления, на губах появляются улыбки – у меня всё застилает пелена слёз. Я вспоминаю измождённую Алёну и думаю: ну почему тогда лет 10 назад, никто не догадался поднимать настроение лечащимся малышам таким образом?!

Нельзя сказать, что абсолютно все врачи разделяют их стремление поднять настроение маленьким пациентам.

Некоторые ворчат: мол, и грязи понанесёте, и не дай бог какие-то вирусы.

Но игра стоит свеч…

Четыре дня назад «девчачья команда» с чемоданом сказок приехала в посёлок Нивенское, в общественный центр, в котором занимаются десятка два юных жителей. На этот раз в «актовом зале» был почти что аншлаг – собралось свыше 30 детей родителей и бабушек. У детей горели глаза, взрослые украдкой смахивали солёную влагу с уголков глаз.

А когда завели хоровод с разноцветным чудом – все были просто потрясены…

– Мы берём коротенькие сказки из Интернета, они нас уже не совсем устраивают. Хочется воодушевлять маленьких пациентов тем, что нас, действительно, окружает,– вздыхает Надежда. – Наши девчонки стали волонтёрами, вступили в общественную организацию «Верю в чудо», выиграли гранты. Внешне они счастливы. Но хочется двигаться вперёд…

Новые формы сотрудничества уже намечаются. В том же Нивенском местные детишки охотно писали своим будущим друзьям в больничные палаты письма с рассказами о том, чем они увлечены и с пожеланиями здоровья. Алёна, Саша и Аня собрали эти письма и уже через три дня, в будущее воскресенье, раздадут их своим друзьям из больницы. Чтобы те смогли дать ответы и подружиться с нивенскими сверстниками.

– Пусть они скорее приезжают к нам, – наперебой кричат местные девчонки. – У нас есть хорошая бабушка Мария по фамилии Самогородская. Мы делаем цветы из изолона, готовим в подарок мамам на 8-е марта стаканы и корзины, обклеенные бутонами из разноцветных салфеток, научились лепить поделки из солёного теста. Ждём гостей, всему их научим!

А мы с Надеждой всё обсуждаем, как сделать жизнь ребятишек интереснее.

– Однажды я встречался с воспитанниками детского сада поселка Нивенское в дни литературы, – рассказываю ей. – Поначалу прочитал свою сказку, потом понял, что нужно объединить эту разноголосую «стаю птенцов» какой-то

общей идеей. Предложил вместе сочинить сказку. Начал её так: «Однажды девочка собирала в лесу землянику. Заблудилась. Присела возле куста поплакать. И вдруг почувствовала запах дыма. Побежала вперёд и обнаружила избушку. «Потеряшка» быстро взбежала на крыльцо и постучала в сосновые двери…»

А дальше предложил ребятам продолжить повествование…

Что тут началось!

Каждый предлагал что-то своё. Одни «встретили» добрую фею, другие – бабу Ягу, третьи – Михайло Потапыча.

За пятнадцать минут была готова не проста сказка, а плод нашего совместного воображения.

И до сих пор, встречая малышей на улице, я слышу: «Дедушка детский писатель, а когда мы снова будем сочинять сказку?»

Но вы, в больнице можете раздавать детишкам «кирпичики» из деревянных брусков и вместе с ними строить сказочный домик…

Думаю, мы будем дружить с Надеждой, Алёной, Сашей и Аней. Это так здорово – нести добро людям.

А владелицы чемодана сказок уже подумывают о том, чтобы, повзрослев, остаться волонтёрами.

…Если Всевышний существует, он наверняка улыбается:

– Не зря я послал на землю этих трёх ангелов…

Дев-2 (2)

дев-6 (2)

Дев-4 (3)

Дев-3 (2)

дев-10 (2)

Дев-1 (2)

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *