Бур 1-1

Рабочая группа побывала на буровой. Часть 1.

Решение посмотреть работу буровой вышки у членов Рабочей группы жителей МО «Нивенское сельское поселение» по взаимодействию с предприятием разработчиком месторождения калийно-магниевых солей «Нивенское» возникло не спонтанно. Жители поселка Владимирово постоянно интересуются ситуацией вокруг строительства рудника, большинство из них хочет разобраться в этом не по слухам, а самостоятельно. И работа буровой, которая располагается в километре от улицы Школьной, привлекает к себе повышенное внимание, ведь, по сути, это тот же рудник, только в миниатюре.

И член Рабочей группы Татьяна Михайловна Яворская, и ее коллега по музейно-культурному центру Марина Геннадьевна Захарова пользуются в поселке заслуженным уважением. Поэтому по поручению жителей решили побывать на буровой площадке, чтобы посмотреть, как здесь все устроено, какие цели стоят перед буровиками, и самое главное – получить ответ на «животрепещущий» вопрос: исчезнет ли вода в поселке Владимирово, если начнется добыча калийной соли.

«Экскурсоводом» на производственной базе по бурению стал буровой мастер ООО НПО «Промгеология» Владимир Козорез.

– Я всю жизнь занимаюсь бурением, – рассказал Владимир Николаевич, – Бурил и в Березниках в Пермском крае, и в Котельниково Волгоградской области. Там, где разведываются и разрабатываются подобные месторождения.

– Как вы думаете, отчего в Березниках провалы? – поинтересовалась Татьяна Михайловна.

– И правду говорят, что в Нивенском месторождении провалов не будет по определению? – задала свой вопрос Марина Геннадьевна.

– Начну со второго вопроса, – улыбнулся Владимир Николаевич. – Вероятность провалов на Нивенском месторождении равна нулю. Дело в том, что здесь соль будут добывать с глубины порядка 1 200 метров, а выше этого калийного слоя находится пласт мощностью около 300 метров, состоящая из очень твердых пород и глины. Представьте себе огромную кастрюлю, накрытую крышкой. Может ли из нее вытечь вода? Конечно же, нет. Это просто невозможно.

Теперь о событиях в Пермском крае. Я не могу судить о том, что стало основной причиной того, что там случилось. Старые шахты, построенные еще в советское время, старые же технологии, которые давно уже изжили свое. Проблемы, которые копились годами. Наверное, все это сказалось на том, что через старые скважины стала поступать вода в соляные горизонты. Все это, мягко говоря, привет из прошлого.

Если говорить о сегодняшнем дне, то за последние несколько лет технологии добычи калийных солей стали совсем другими. Например, в Нивенском будут замораживать шахтный ствол до температуры минус 39 градусов. Как вы себе представляете движение воды в таких условиях? Она замерзает и принимает совсем другие свойства. Это капля камень точит, а кристаллики льда так и остаются кристалликами льда, тем более находиться они будут в таком состоянии в условии постоянной отрицательной температуры. Может ли потечь мороженое, если постоянно находится в морозильнике при очень низкой отрицательной температуре?

Так что Березники – не показатель. У нас совершенно разные и геологические условия, и технологии.

– А есть ли месторождения, где полезные ископаемые добываются с большей глубины?

– За примерами ходить далеко не надо, возьмем Донецкий угольный бассейн, где уголь залегает на глубине около 1 600 м. Начали с глубины 50 м, сейчас работают на уровне 1 200 м, но в городе Донецке нет ни одного провала. Кстати, в Котельниково соль будет добываться с глубины 1 200 м.

– Так что вода из колодцев поселка Владимирово никуда не уйдет?

– Бурение скважины никак не повлияет на состояние воды, – заверил Владимир Козорез…

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *