Лаваев

Жизнь и судьба: Виктор Лаваев

Во время митинга, посвященного 75-летию начала Великой Отечественной войны, мое внимание привлек невысокий сухощавый пожилой мужчина. Он пришел к комплексу, как говорится, по велению сердца. И всю церемонию простоял, словно замерев, на одном месте.

Было видно, что он справляется с эмоциями с большим трудом. Время от времени вспоминает пережитое. И это прошлое не было легким.

– Я родился 10 марта 1940 года в селе Исад Волховского района и был третьим ребенком в семье, – начал свой рассказ Виктор Антипович Лаваев, – Мой отец прошел с боями финскую компанию, перед самой войной мы перебрались в Ленинград.

С первых дней Великой Отечественной войны отца призвали в армию, а мы остались в Ленинграде. Я не перестаю восхищаться подвигом своей мамы, как ей удалось одной, без всякой помощи, сохранить нам жизни во время блокады.

Конечно, о многих деталях я узнал спустя несколько лет. Помню, как ехали куда-то эшелоном, как прибыли в детский дом. Потом уже стало известно, что мама вместе с нами пришла на один из ленинградских вокзалов, ей казалось, что здесь она сумеет добыть для нас хоть какое-то пропитание. В общем, она оставила нас, детей на несколько минут, а сама отлучилась, чтобы раздобыть хоть краюху хлеба. А когда вернулась – нас уже не было. Военный патруль принял нас за сирот и погрузил в эшелон, уходящий на восток.

Уже в середине войны мама нас разыскала в детском доме, привезла домой. Слава Богу, остался жив отец, устроился столяром и плотником в мостопоезд, страна тогда нуждалась в восстановлении.

В Резекне, это маленький городок в Латвии, мы прожили недолго. В 1948 году перебрались в Калининградскую область, где я после окончания школы еще успел немного поработать водителем.

Судьба забросила в Нивенское уже после службы в армии. Более 40 лет я проработал водителем, исколесил практически всю 1/6 суши – Советский Союз. Но везде, где бы ни пришлось побывать, я всегда вспоминал о родном поселке.

– Как вы думаете, жизнь в нем изменится после открытия рудника?

– Наверняка, изменится. Конечно, сейчас трудно сказать, что это будет благо или вред, лишь бы вода никуда не ушла.

– А почему она должна уйти?

Виктор Антипович задумывается:

– Люди разное говорят, порой разную ерунду. Хотя с другой стороны – рудник – это работа для молодых, благополучие их семей. Думаю, что на предприятии никто ничего себе во вред делать не будет…

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *