Филип

Встреча в поселке Южный

Та моя командировка в поселок Южный в марте 1991 года осталась в памяти надолго. Мы сидели на небольшой кухоньке-«хрущевке» с Сергеем Филипченковым, пили чай из кружек да время от времени «срывали» с тарелок бутерброды с вареной колбасой. Волновались оба: и он, и я. Он из-за того, что от него требовалось «вернуться» в свою афганскую командировку и рассказать о том, как выполнял интернациональный долг и за какой подвиг ему присвоили звание Героя Советского Союза. Я чувствовал себя не совсем ловко из-за того, что по моим понятиям Герой должен быть более коммуникабельным, а тут приходилось каждое слово вытаскивать чуть ли не щипцами.

Его супруга, суетившаяся до этого в кухне, посчитала вдруг что причина всей этой неловкости именно она, а потому ушла в комнату. Но и после этого разговор пробивался на свет, словно тоненький слабенький росток.

– Я читал недавно Ремарка, – наконец чуть «оттаял» Сережа. – Его герой – молодой человек получил высшую награду страны и превратился в человека, которого всю жизнь донимали этим вопросом: за что и почему? А у меня один ответ – не мог я в том боевом вылете поступить иначе. Не мог! А вы бы смогли?!

И дальше, не дожидаясь ответа, он рассказал о том, что во время выполнения боевой задачи их вертолетную пару «Ми-24» обстреляли душманы. Вертолет его напарника был подбит, и пилот с трудом посадил его на горном пятачке, к которому тут же устремились «духи». Мгновение-другое и боевого товарища уже не спасти. Расстреляют из всех видов оружия. За каждого вертолетчика моджахедам тогда платили не одну тысячу долларов.

Филипченков принял единственно правильное решение. Обрушил на духов ракетный удар, а пока не осела пыль, резко снизил свой вертолет и «завис» над искореженной машиной друга.

К сожалению, тот был ранен, и эвакуация заняла чуть больше времени, чем хотелось бы. Когда «Ми-24» Сергея набирал высоту по броне вертолета щелками пули. Слава богу, до своего аэродрома дотянули.

А всего в Афганистане Герой Советского Союза Сергей Филипченков совершил порядка 400 боевых вылетов. И каждый из них был подвигом…

Но на этом его эпопея не закончилась. Уже через полтора года после возвращения из афганской командировки Сергей Викторович вместе со своими однополчанами устранял последствия катастрофы в Чернобыле. Далее были командировки в Нагорный Карабах и другие «горячие точки». Уже не как командира вертолетной эскадрильи, а как делегата ХХ съезда ВЛКСМ.

После той памятной командировки наши пути с Сергеем Филипченковым разошлись. Он окончил военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, завершил воинскую службу в звании полковника. Но та встреча все равно наша общая история…

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *