ВСЮ-1

Альбина Андреева: в 1950 году было еще страшно…

Наверное, нет в поселке Южный такого человека, который бы не знал и не уважал Альбину Федоровну Андрееву, которая долгие годы проработала в местной школе учительницей начальных классов.

– Когда наша дочь только собиралась в первый класс, однажды вечером в дверь нашей квартиры позвонили, – вспоминает руководитель общественной приемной предприятия «К-Поташ» Любовь Масько. – На пороге стояла симпатичная женщина постарше меня, которая сразу же улыбнулась: «Я буду первой учительницей вашей дочери. Хотелось бы узнать побольше об Ольге, посмотреть, как вы подготовились к школе, на место для занятий, которое вы ей выделили, узнать об ее привычках. На что мне нужно обратить особое внимание при общении с вашей дочерью?»

Мы пили чай в кухне и начали неспешный разговор. Этот визит, естественно, затянулся, мне хотелось побольше рассказать о дочери, гостья задавала наводящие вопросы. Меня поразило с каким вниманием слушает наш с мужем рассказ Альбина Федоровна, но в конце разговора я не выдержала и поинтересовалась: «Вы ко всем детям своего будущего класса в гости приходите?»

– Стараюсь, – улыбнулась учительница. – Я же хочу, чтобы каждый ребенок сразу же влился в наш коллектив, чтобы у него не было никаких проблем. А кто о ребенке лучше расскажет, чем родители?

Забегая вперед, могу сказать, что у дочери никогда не было проблем в начальной школе. Думаю, секрет педагогического мастерства Альбины Федоровны кроется в том, что она очень любила детей (у нее и своих трое было, как сказали бы сейчас – многодетная мама), и дети отвечали ей взаимностью.

А еще Альбину Федоровну отличал большой кругозор, и весь свой запас знаний она старалась передать ученикам. И не только то, что было заложено в школьной программе, но и гораздо больше. Дети, благодаря ей, полюбили родную страну, природу, стали более самостоятельными. Она давала хорошую подготовку, которая затем пригодилась в средней школе.

Но мало кто знает, что Альбина Федоровна Андреева прибыла в Калининградскую область ранней весной 1950 года. Вот как она сама об этом рассказывает:

– Жили мы до переселения во Владимирской области. Выехали оттуда 28 февраля 1950 года в вагоне-теплушке. В нем нас было две семьи: наша – 5 человек и соседей из трех человек. Уж не знаю почему, но нам разрешили взять с собой всю домашнюю живность. Так что с нами в вагоне находились корова, овцы, куры…

Путешествие продолжалось долгих восемь суток. Когда мы выехали из-под Владимира, стояла крепкая русская зима, я до сих пор помню, температура на улице была минус 29 градусов по Цельсию. А приехали в Калининград и очень удивились. На календаре 8 марта, а на улицах и скверах яркая изумрудная трава. И температура +18 градусов.

Мне уже было 15 лет, и я с гордостью написала своим подружкам во Владимирскую область: мы приехали в жаркую страну…

Это уже была, наверное, уже третья или четвертая волна переселения. Не было никакой неразберихи, каждая вновь прибывшая семья заранее была определена на место жительство. Нас вместе с соседями определили в поселок Марийское тогда Чеховского района (ныне – Гвардейское сельское поселение Багратионовского района).

Что поразило в первую же весну и лето? Очень много могил советских воинов, павших во время Восточно-Прусской наступательной операции. Однажды мы с подругой обнаружили одну из таких могил. Быстро пробежали глазами по табличке, укрепленной на этой фанерной пирамидке. И вдруг подружка громко вскрикнула.

Оказалось, что здесь похоронен младший лейтенант Александр Васильевич Люсин. Но именно так звали старшего брата моей подружки, и в семье хранилось извещение о том, что он погиб на подступах к Кёнигсбергу.

Мы сразу же побежали к ее родителям, сообщить о находке. Потом вместе отправились к этому месту. Мать подружки, прочитав надпись и произнеся: «Сашенька», лишилась чувств.

Еще позже мы узнали о последнем бое младшего лейтенанта Люсина. Его взвод атаковал населенный пункт и в 100 метрах от водонапорной башни командира смертельно ранил гитлеровский снайпер.

А потом было решено произвести эксгумацию этих могил и прах воинов перенести в братские могилы. Прибыли военнослужащие воинских частей, расквартированных поблизости. Солдаты, надев противогазы, поднимали останки своих однополчан на шинелях.

Мы стояли в нескольких метрах от этой группы, мальчишки впереди, девчонки за их спинами. И вдруг раздался всеобщий крик: на поверхность извлекли девушку-медсестру, а у нее были длинные рыжие волосы. При жизни, наверняка, очень красивые…

Это было страшное зрелище, не для слабонервных…

И еще запомнился очень богатый урожай яблок, груш, других фруктов в один из годов в начале 50-х. Отец отделил часть кухни, поставил загородку, куда и ссыпали яблоки и груши. И они были навалены горкой практически по подоконник. Домашним животным в тот год было особое раздолье. Холодильников тогда еще не было, сахара тоже – так что хранить этот богатый урожай было негде…

Что еще интересного осталось в памяти от тех лет? Школьники начальных классов отрабатывали летом один месяц на сельскохозяйственных работах, а школьники 5-9 классов – два месяца…

После окончания школы я поступила в педагогическое училище. В 19 лет стала учителем начальных классов…

На снимке: Альбина Федоровна Андреева ( в центре) со своими подругами

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *