Лоцман

Николай Лоцман: Год был плодотворным

На вопросы редактора газеты «Новая жизнь» отвечает глава муниципального образования «Багратионовский городской округ» Николай ЛОЦМАН.

 Страницы из биографии

— Николай Андреевич, позвольте заглянуть коротко в ваши детство и юность. Это периоды, когда закладывается фундамент жизненных принципов, отношение к труду. Из чего складывались ваши личные нравственные опоры?

— Я родился в городе Акмолинск 16 октября 1951 года. Кстати говоря, Акмолинск, пожалуй, единственный город в мире, который переименовывался несколько раз.  В 1961 году он стал Целиноградом, чтобы подчеркнуть, насколько важно для государства поднятие целины, которое проходило в этом регионе. Через тридцать лет ему вернули самое первое название — Акмола, когда она была ещё казачьей станицей в начале XIX века.  В 1998 году город получил название Астана, где была образована новая столица Казахстана. И совсем недавно его переименовали в Нур-Султан. Наверное, ни один город в мире не имел такую богатую судьбу по части переименований.

Своё детство я назвал бы суровым трудовым. Когда я окончил первый класс, умер мой отец, Андрей Денисович. На фронте он получил множество ранений, которые постоянно давали о себе знать. Мама, Евдокия Григорьевна, поднимала одна троих детей. Она работала заведующей складом на заводе «Целиноградсельмаш».  Начиная с пятого класса, каждое лето я тоже трудился на этом заводе. Не имея никакой квалификации, как мог, помогал маме: складывал доски в штабеля для проветривания, подметал, загружал-выгружал самосвалы, выполнял много разной мелкой работы.

— Как вас оформляли для работы на заводе?

— В то время коллектив завода жил, как одна большая семья, подойти к директору и запросто с ним поговорить – это было нормой. И мама попросила директора, чтобы я работал с ней на складе. Он согласился и формально принял кого-то официально на тридцать три рубля в месяц. Так каждое лето под чужой фамилией я и работал.

— Насколько это был большой заработок?

— Если булка хлеба стоила шестнадцать копеек, десяток яиц – девяносто копеек, один килограмм говядины – в среднем два рубля, примерно такими критериями можно оперировать для сравнения.

— Приличные денежки.

— Да, для моего возраста вполне приличные. Мой заработок давал маме очень хорошую материальную поддержку, потому что эти деньги шли на подготовку меня к школе.  Я считаю, что моё детство было счастливое, хоть и проходило оно без мальчишеского беззаботного отдыха во время летних каникул. Всё детское озорство прошло мимо меня. Но, оглядываясь назад, вижу, что именно в периоды работы на заводе я получил свой моральный фундамент, настоящую мужскую закалку, с которыми пошёл дальше по жизни. Труд в коллективе со взрослыми людьми накладывал высокие требования к дисциплине, к ответственности во всяком деле. А ответственность за мамину репутацию — тут вообще говорить нужно особо. Я всегда думал: «Как бы не подвести маму!». И не подводил. Меня как-то старались выделить на общих заводских собраниях. Нет, с трибуны никаких восхвалений в мой адрес не было. Но директор всегда подойдёт первым ко мне с мамой перед началом торжества, поздоровается со мной за руку, подчеркнёт, что наши места в первом ряду, поблагодарит от всей души за мой труд. В таком духе меня выделяли. Конечно, я этим гордился. Но, скажу откровенно, никогда не зазнавался.

А уже в 1970 году я стал работать официально – по трудовой книжке. Должность дали сразу — инженер. Образование-то у меня было всего десять классов, но за те несколько лет, которые я летом отдавал производству, прошёл такую хорошую профессиональную школу, настолько знал особенности работы, что директор с полной уверенностью назначил меня на эту должность.  И вы знаете, я с успехом отработал полный год до призыва в армию. Служил в танковых войсках на Дальнем Востоке. Через два года службы вернулся на родной завод. Вскоре был назначен бригадиром монтажной группы механосборочного цеха.

— Это был ваш первый опыт как руководителя?

— Да, можно так сказать. В 1983 году по зову нашей местной партийной ячейки и местного правительства перешёл работать в сельскохозяйственное предприятие СПМК-412 (строительная передвижная механизированная колонна). Она занималась обустройством и ремонтом всей инфраструктуры в колхозах и совхозах: строительством зерновых токов и их обслуживанием, строительством ферм, установкой там оборудования; строительством ТЭЦ, прокладкой трубопроводов вдоль дорог. Одним словом, мы обустраивали сёла. Я занимал должность начальника участка, в моём подчинении было множество бригад. Здесь я проработал до того, как распался Советский Союз. Разные предприятия потихоньку тоже распадались, не избежал этой участи и наш участок. Я пытался организовать какое-то своё предприятие, но что-то не складывалось. Надо признать, что наше поколение не было воспитано в коммерческих понятиях, поэтому и не получалось. Я так думаю, что мы были честными, и эта честность натыкалась на то, что в коммерции начинали вырастать понятия обмана. Нужно было или принять эти условия, или от них отказаться. Я не мог принять лукавство никоим образом.

Но вскоре появилась такая ниша в бизнесе, которая была мне по душе. В Казахстане проживало огромное количество этнических немцев. После развала Советского Союза начался массовый их выезд в Германию. И это ещё ни о чём не говорило относительно моего нового бизнеса. «Тумблер» включился, когда я как-то случайно услышал, что немцы жалуются на частые случаи плохо оформленных документов для отъезда. Людей или возвращали назад для дооформления, или в отдельных случаях семьи испытывали в самой Германии разные препятствия, например, в вопросах получения денежных пособий. Я понял, что можно организовать агентство в помощь по подготовке соответствующих документов для отъезжающих немцев, но делать всё безукоризненно. В 1995 году такое агентство мною было создано. Коллектив состоял из нескольких человек. Мы тщательно изучили все нюансы по оформлению полного пакета документов, необходимого эмигранту. И вы знаете, не было ни одного случая, чтобы подготовленные нами «бумаги» хоть в чём-то имели изъяны. Уехавшие благодарили за юридически грамотное оформление документов.

После трёх лет успешной работы агентства поток эмигрантов стал резко снижаться. Мы, как коммерческое учреждение, начали испытывать в связи с этим проблемы. И по всем признакам прогнозы были о ещё большем уменьшении клиентуры. К этому негативному фактору добавился ещё один, самый главный, который и заставил принять решение уехать из Казахстана. Это пресловутый национальный вопрос. Русско-язычное население стали очень сильно притеснять. Ситуация стала принимать катастрофические формы. Русские (я имею ввиду всех славян) уезжали из Казахстана так же стремительно, как в своё время немцы в Германию. Мы тоже решили уехать. Куда, спросите вы? В Калининград. На семейном совете было решено: в Казахстане у нас не просматривается никакого будущего, едем в Россию.

Багратионовское нормотворчество

— Николай Андреевич, вы исполняете полномочия председателя окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» — органа местного самоуправления, занимающегося нормотворческой деятельностью. Как протекала эта работа в течение 2019 года?

— В течение прошедшего года проведено десять заседаний Совета депутатов, на которых принято 67 решений. В целом же рассмотрено было более 70 вопросов. Что-то перешло к рассмотрению на следующий год, что-то является уже не актуальным. Подавляющее большинство вопросов относились к вопросам распоряжения муниципальным имуществом, утверждения бюджета муниципального образования, его исполнения, внесения в него изменений, ведь жизнь не стоит на месте. На втором «месте», если можно так сказать, — вопросы, касающиеся деятельности окружного Совета депутатов, а также деятельности администрации округа. Подводя итоги работы депутатского корпуса, считаю, что год для него прошёл плодотворно, однако очень бурно. По двум серьёзным вопросам, касающимся рассмотрения заявлений губернатора области о досрочном прекращении полномочий двух депутатов, приняты решения о применении к депутатам иной меры ответственности — в виде предупреждения. Совет депутатов признал нарушения, допущенные депутатами при предоставлении ими сведений о доходах, несущественными.

— Какие решения оказали наибольшее влияние на развитие округа в прошедшем году?

— Все решения касаются развития округа. Но можно, конечно, выделить основные направления деятельности. Главнейшая программа прошедшего года – это газификация городского округа. Я считаю, в этом деле администрация неплохо справляется. Газ уже пошёл в дома города Багратионовска, и нет сомнений, что проект будет успешно и своевременно завершён. Ещё одно решение из такого же разряда — по размеру арендной платы за использование земель. Когда администрация представила нам на рассмотрение и утверждение проект решения по этому вопросу, за дело взялись постоянные депутатские комиссии (как, впрочем, и всегда при рассмотрении проектов решений). Сам по себе вопрос актуальнейший, потому что по отдельным категориям земель повысилась кадастровая стоимость, и не реагировать на этот факт было нельзя. Важность этого вопроса заключается в том, что он напрямую касается сохранения инвестиционной привлекательности нашего округа.  Бурные обсуждения шли и на депутатской комиссии по вопросам ЖКХ, и на комиссии по вопросам бюджета, и непосредственно на  заседании окружного Совета депутатов. Как результат – принятие взвешенного решения. Размер арендной платы будет либо незначительно выше прежнего, буквально на сто-сто пятьдесят рублей, либо останется прежним.

— Здесь трения проходили не между депутатами, а между «структурами», если можно так выразиться?

— Да, да, верно. Сами депутаты проявили хорошую сплочённость в этом вопросе. Согласовывали все цифры с администрацией, обсуждали их, выявляли все плюсы и минусы.

— Какие вопросы обсуждались наиболее остро?

— Из числа нескольких вопросов, по которым шло длительное обсуждение, я бы назвал один самым острым. По нему до сих пор не принято решение. Речь идёт о досрочном прекращении полномочий депутата Александра Московца в связи с его отставкой по собственному желанию. Он был избран депутатом Калининградской областной Думы, уже давно там работает на постоянной основе. Но наши депутаты не могут принять решения о снятии с него полномочий депутата окружного Совета из-за постоянной «нехватки» голосов. По сути — формальное решение, но этот вопрос пока зашел в тупик. Тем самым мы нарушаем законодательство, на освободившееся место не может прийти другой депутат. Я не понимаю причины, по которой наши народные избранники не имеют единогласного мнения, да и для общественности это остаётся загадкой.

— Николай Андреевич, как вы считаете, депутаты ревностно радеют за интересы своих избирателей?

— Надо сказать, что да. Но на сегодняшний день есть претензия к одному  депутату. У нас в регламенте написано: если депутат не посещает заседания, об этом можно рассказать в средствах массовой информации с указанием имени-фамилии. Но позвольте не воспользоваться этим правом и оставить ситуацию безымянной. Однако мы равнодушно к этому не относимся. Я написал письмо в местное отделение партии, которую представляет депутат, чтобы его коллеги приняли соответствующие меры. Фактически он не защищает ничьи интересы. Зачем он пошёл на выборы? Нам непонятно. Все остальные депутаты работают очень плодотворно. Они ведут приёмы граждан и самостоятельно, то есть по собственной инициативе, и в составе комиссий, на которых присутствуют представители правоохранительных органов. Многие депутаты добиваются того, что требуют жители их округов. Конечно, тоже в пределах разумного, в рамках закона. Очень яркий пример – депутат Любовь Николаевна Масько из посёлка Южный. В частности, она проводила там очень большую работу и со строителями, и с жителями, пока шли первоначальные процессы по реновации посёлка: это и в связи с ремонтом школы, и с благоустройством территории посёлка. Она проявила огромные дипломатические способности, чтобы гасить народные недовольства, накапливавшиеся в связи с неудобствами из-за длительных строительных работ. Назову также Владислава Сергеевича Батарина – он очень хорошо выполняет свой депутатский долг перед избирателями. Большую работу ведут Наталья Семёновна Шишкарева, Валентин Анатольевич Ярема. Пусть меня извинят все, кого я не назвал. Каждый из них достоин буквально отдельного газетного очерка.

— Избиратели могут гордиться своими депутатами?

— Да, могут гордиться.

 Глас общественности

 — Приём граждан позволяет вам непосредственно соприкасаться с жизнью «глубинок» округа. Сколько за год было обращений?

— За прошедший год на приём ко мне записались 23 человека. Стало быть, это двадцать три проблемы. Из них по жилью мы решили положительно вместе с администрацией два вопроса. Оба гражданина работают в сфере медицины. Одно из последних обращений, буквально перед Новым годом, было от женщины-инвалида. У неё затянувшаяся проблема с печным отоплением. Какой-то ремонт у неё в квартире сделают, но постоянно не доводят до идеального состояния. С её слов, у неё по-прежнему всё вокруг дымит. Она пришла на приём и с болью в сердце говорит: «Больше мне некуда идти! Я не знаю, что делать. Пожалуйста, помогите мне. Я от дыма задохнусь». Мы, конечно, этой гражданке поможем. Но всё-таки сначала придётся в этой квартире провести полный осмотр, а потом уже принимать конкретное решение. Я думаю, когда выйдет этот номер газеты в свет, работа комиссии будет закончена.

— Вы на все 23 обращения дали положительные решения?

— Нет, не на все. По сфере жилья три вопроса были не удовлетворены, потому что эти требования нарушали законодательство. Граждане обращались к нам, не понимая того, что закон не в их пользу.

— Они поняли, что не правы?

— Да, они поняли. Тем не менее, скажу откровенно, меня нередко мучает совесть, что нет возможности такому-то человеку помочь, даже если его просьба была незаконной. Всё-таки чисто человеческие чувства преобладают над буквой закона.

— Можно ли разделить вопросы, которые к вам поступили, на какие-то группы по степени их повторяемости?

— В первую очередь – это сфера ЖКХ. Вторая группа по степени повторяемости – жильё.

— Есть ли отказы?

— Очень редко. Мы отказываем в том случае, если идёт явное нарушение закона. Здесь не существует компромиссов. Бывают случаи, когда я или депутаты не понимаем до конца ситуацию. Тогда привлекаем в помощь соответствующих специалистов, и все вместе решаем вопрос. И только после такого досконального разбирательства мы принимаем определённое решение.

— Каким денежным фондом обладает депутат, чтобы распоряжаться им в пользу решения вопросов граждан?

— К сожалению, депутатских фондов у нас нет. Иногда для решения некоторых проблем депутаты вкладывают личные средства. Но благодаря настойчивости депутатов какие-то наиболее актуальные вопросы решаются.

— А если у депутата нет личных средств, ведь не каждый может выделить деньги из семейного бюджета?

— Приходится искать спонсоров, если возникает необходимость в какой-то материальной поддержке.

 Стипендии и гранты

 — Николай Андреевич, существуют гранты и стипендии главы муниципального образования «Багратионовский городской округ». Расскажите об этом подробнее.

— Грантовые и стипендиальные фонды существовали ещё до моего прихода на эту должность. Глава муниципального образования имеет право присуждать в год шесть грантов и десять стипендий. По два гранта присуждаются педагогам общеобразовательных школ, учителям дополнительного образования, воспитателям детских дошкольных учреждений. По пять стипендий вручаются учащимся дополнительного образования и студентам очной формы обучения вуза или ССУЗа. Для педагогов, учителей, воспитателей грант составляет 1500 рублей в месяц, для учащихся и студентов – 500 рублей в месяц. В 2019 году было 6 грантополучателей, а среди стипендиатов – 5 учащихся дополнительной формы образования, это из школ искусств, Детского дома творчества. К сожалению, среди студентов не оказалось ни одного стипендиата. Наверное, ведем недостаточную работу в этом направлении. Пусть деньги небольшие – 500 рублей в месяц, но для молодого человека играет роль другая ценность: сам факт, что он является стипендиатом главы муниципалитета.

— Есть ли имена, которые повторяются?

— Пока нет. Достойных кандидатов так много, что они вряд ли в ближайшее время повторятся.

— Какую поддержку и от кого получают багратионовские депутаты?

— Большую поддержку мы получаем от областной Думы. Я часто там бываю, депутаты облдумы часто приезжают к нам, присутствуют на заседаниях. Это не просто поездки одних к другим, а настоящие деловые встречи, в результате которых мы получаем очень ценные консультации. Не знаю, по какому принципу так складывается, но жизненный опыт даёт основание говорить о таком устойчивом наблюдении: старшие товарищи зачастую оказываются мудрее.

— Насколько развит в городском округе институт гражданского общества?

— В округе, я считаю, он развит очень хорошо. У нас активно работает Общественный совет (председатель Башкатов Вячеслав Сергеевич). Также большую лепту в развитие гражданского движения вносят Общество инвалидов, Общество ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн. Недавно вступил в силу новый закон федерального уровня – об избрании старост в сельских населённых пунктах. Этот институт тоже будет влиять на развитие территорий. Работают в округе и политические партии — ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, КПРФ. Но приложим руку к сердцу и честно скажем: со стороны партийных органов гражданских инициатив мы не наблюдаем. В нашем округе их деятельность всё-таки замыкается на самих себя. Они живут своими внутренними интересами.

— Какие-то инициативы с их стороны к вам поступают?

— Пока не наблюдаю. Их активность заключается в том, что они ведут приём граждан. Они решают свои вопросы на уровне областной Думы, областного правительства. Они минуют нас.

— Николай Андреевич, последний традиционный вопрос: каковы ближайшие планы у вас и депутатского корпуса?

— Самые ближайшие планы – это решить в пользу граждан те проблемы, которые перешли в 2020 год. А в остальном – работать эффективно со всеми текущими вопросами. У нас с администрацией сложилось очень хорошее понимание всех вопросов, мы стараемся решать их, находясь в одной «упряжке». Совет депутатов не «зарубил» ни одного проекта, представленного нам на утверждение администрацией. Да, мы обсуждаем их бурно, но в итоге голосуем «за», потому что все они направлены на благо общества.

Юрий ПОЧТАМЦЕВ, «Новая жизнь».

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *