стриктум-2

На 150 лет работы хватит всем

18 марта на территории базы ООО «Стриктум» прошло третье собрание Рабочей группы, которое посетил главный геолог компании «Стриктум» — Валерий Дмитриевич Панов. Он рассказал об истории разработки калийно-магниевого месторождения «Нивенское-1», о работах, проведенных r к сегодняшнему дню, а также ответил на главные вопросы, которые волнуют всех местных жителей.
История месторождения
Валерий Панов рассказал, что история месторождения начинается после включения части Восточной Пруссии в состав СССР. До этого о залежах калийно-магниевых солей в этом регионе не знали. Дело в том, что у немцев не было оборудования, позволяющего определить месторождение на глубине 1200 метров. Поэтому на довоенных геологических картах, например, на карте района Виттенберг и Тарау 1912 года, нет никаких данных по месторождениям солей.
В 1956 году в районе поселка Владимирово была пробурена опорная скважина, которая и показала наличие здесь каменных солей и первые признаки нефти. Она дала предпосылки к развитию и освоению территории. Были проведены геофизические, сейсморазведочные и другие исследования, ориентированные, прежде всего, на поиск нефти.
В начале 2000-х в районе поселка Чехово были открыты небольшие нефтяные месторождения – Чеховское и Западное Чеховское. К тому моменту уже было установлено, что в данном районе повсеместно на глубине 1000-1300 метров находится мощная толща каменных солей порядка 200-300 метров. Гамма-каротаж (один из методов геофизических исследований, проводившихся при бурении скважин) показал наличие калия в соляной толще, и в 80-х годах здесь начались разведывательные работы на калийно-магниевые соли. В 1984 году были пробурены скважины Поддубная и Подлесная с отбором керна – образцов породы из скважины. Но вскоре началась перестройка и геологические работы на данной территории практически не проводились.
Геологическая деятельность и исследовательские работы на калийно-магниевые соли были возобновлены в 2005-2007 годах. Здесь были пробурены дополнительно еще две скважины – Бугринская-7 и Солнечная-7, которые также подтвердили наличие этих солей. После этого Управление по недропользованию Калининградской области предложило выделить лицензионные участки недр по данным ранее пробуренных скважин и предоставить эти участки в пользование. В 2012 году состоялся аукцион на два участка – Нивенский -1 и Нивенский-2. Победителем аукциона стала компания «Стриктум». С 2012 года начались полноценные поисково-оценочные и разведочные работы. За это время на этих двух участках было пробурено 14 новых и вскрыто 5 старых скважин. В 2016 году будет забуриваться скважина № 20 и вскрываться еще две скважины – Подлесная и Голубевская. Все работы пока сконцентрированы на участке Нивенский -1.

Особенное месторождение
Месторождение в Нивенском полиминеральное. Благодаря отборам керна выяснилось, что в рудном теле содержатся минералы (карналлит, кизерит, каинит и др.), пригодные для производства сульфата калия. Это удобрение, которое котируется на мировом рынке значительно выше и дороже, чем хлористый калий, который добывается в Белоруссии или на предприятиях компании «Уралкалий». Месторождения сульфатного типа даже в мире достаточно редки. Многие из них уже почти выработаны. Поэтому, естественно, открытие такого месторождения – это большая удача для Калининградской области.
Добытые минералы могут идти не только на удобрения. К примеру, в составе карналлита есть магний, который используется в авиационной промышленности и фармацевтике. В рудном теле содержится также очень чистая каменная соль. Для примера – в белорусской соли объем глиняных частиц достигает 20 %. Они-то и идут в отвалы. А нивенская каменная соль может добываться, размолачиваться и сразу поступать в пищевую промышленность, или идти для приготовления медицинских препаратов (физраствора) и антиобледенителей.

Передовые технологии на страже безопасности

На территории базы ООО «Стриктум» будут построены два шахтных ствола – клетевой и скиповой. По клетевому стволу в шахту будут спускаться люди, а по скиповому на поверхность будет подниматься руда, а опускаться остатки после обогащения. Саму обогатительную фабрику отнесут на 2-2,5 км в сторону. Она будет соединена с шахтой закрытой галереей с транспортером. Глубина залегания рудного пласта составляет 1150 метров.
Шахта такой глубины – сложный и очень надежный промышленный объект. При ее строительстве нужно исключить попадание воды в шахтный ствол. Для этого будут применяться современные технологии, в частности, заморозка пород вокруг шахтного ствола до глубины 750 метров. Ниже замораживать породы не потребуется, поскольку далее залегает слой триасовой глины толщиной 300 м и пермских ангидритов, которые будут естественным образом препятствовать попаданию воды в шахтный ствол и подземные выработки. Для обеспечения заморозки вокруг будущего шахтного ствола будут пробурены и обсажены 44 скважины. Эти скважины образуют замкнутую систему, где будет циркулировать хладагент, который и понизит температуру окружающих пород до -35⁰С. Это позволит заморозить водоносные горизонты в месте строительства ствола. Эта технология уже хорошо проработана и применяется на крупнейших мировых месторождениях. Да, это удовольствие дорогое и долгое — около полугода потребуется на то, чтобы создать это ледопородное ограждение, — однако безопасность превыше всего.

Без провалов и проседаний
Еще один метод для обеспечения безопасности работ и защиты от проседаний – обратная закладка. Сырая руда, которая будет подниматься на поверхность, представляет собой смесь калийно-магниевых солей и каменной соли. На обогатительной фабрике каменная соль будет отделяться и специальной технологией закладываться обратно в отработанный забой. Это позволит укреплять подземные пустоты и избежать проседаний и обрушений. Кроме того, над солью находится 300-метровая толща глины и ангидритов. Ангидриты, которые по плотности можно сравнить с гранитом, залегают сплошным покровом. Поэтому даже если соль и просядет – то только та, которая покрывает рудное тело. А проседанию на поверхности будут препятствовать слои ангидритов и глины.
Алла Федоровна Палашинская, пос. Садовое
– Скажите, нет ли риска образования в соляной шахте взрывоопасной газовой смеси?
– Нет, такого не случится. Ваши опасения, конечно, понятны. Все мы слышали, что случилось недавно в Воркуте. Однако дело в том, что метан и угольную пыль содержит каменный уголь. А здесь у нас каменная соль. Мы провели исследования на содержание метана, углекислого газа и сероводорода. Это именно те газы, которые могут повлиять на здоровье людей и привести к неприятным последствиям. Их в нашем месторождении — на участках Нивенский-1 и Нивенский-2 — не выявлено. И калининградская нефть имеет низкий газовый фактор, что известно еще с 70-х годов прошлого века.
Отмечу также, что как при строительстве стволов, так и при работе в подземных выработках, не будет проводиться никаких буровзрывных работ. Практически все шахтные работы будут механизированы. Под землей будут находиться только бригады, выполняющие профилактические работы. Операторы будут находиться на поверхности.

Ольга Борисовна Бабаева, пос. Нивенское
– Что будет с грунтом, который будет изыматься при строительстве шахтного ствола?
– Мы отправили образцы грунта в ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» (Казань), где они исследовались на токсичность, радиоактивность и наличие опасных элементов, типа ртути. Их заключение, гласит, что эти грунты пригодны для выполнения рекультивационных работ, а также для строительных нужд – подсыпки и выравнивания рельефа. С обоих стволов будет поднято порядка 800 тыс. кубометров грунтов. Наше руководство планирует с их помощью провести рекультивацию карьеров в Голубево или в Солдатово. Напомню, что у нас ни один карьер с советских времен не был рекультивирован. Сейчас их просто затапливают. Мы же предлагаем более современный и продуктивный способ с возвратом земель в сельхозоборот.
 

Петр Антонович Бах, пос. Северный
– Через какое время после начала добычи появятся выработки для обратной закладки? Не вырастут ли за это время отвалы?
– Это вопрос, который волнует всех жителей. Порода для обратной закладки появится уже в течение первого года. И мы уже неоднократно говорили, что отвалов, подобных тем, которые существуют в Солигорске, Соликамске и на других месторождениях, у нас не будет. Для временного хранения соли будут обустроены закрытые ангары, из которых она пойдет на обратную закладку. Никакой ветер не будет раздувать соль по округе, никакой опасности не возникнет. Мы уже под руководством Санэпиднадзора провели «нулевую» съемку экологической обстановки – сняли показания по параметрам воздуха, воды, грунтов. После того, как начнется работа, можно будет сравнивать и контролировать уровень экологической безопасности.
Ольга Борисовна Бабаева , пос. Нивенское
– Жители беспокоятся, что в местной руде очень низкий процент содержания магния и других важных составляющих, которые будут участвовать в дальнейшей переработке. Будет большой процент отходов, а значит, отвалы все равно появятся.
– Не появятся. Конечно, не весь магний может быть отправлен на Урал для переработки. Часть его будет смешиваться с каменной солью и отправляться в обратную закладку. Второй вариант – захоронение. Сегодня компания Лукойл, к примеру, имеет лицензию на захоронение отходов на глубину 2,5 км. Это разрешено природоохранными организациями. Но мы надеемся, что нам не потребуется бурить отдельную скважину и загонять туда ненужную породу. Хочу сказать как геолог – сегодня разрабатываются новые технологии, которые позволяют рентабельно перерабатывать даже бедные руды. Но наши руды таковыми не являются. Процент содержания в них полезных элементов позволяет относить данную породу к технологичной и пригодной для промышленной разработки.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *