Пат

Двадцать два на двоих…

В истории советского государства есть только два подобных случая…

Но сначала сама история…

Они были ровесниками. Николай родился 10 сентября, Дмитрий – 17 октября. Шел противоречивый после первой русской революции, 1908 год.

Отец Николая – Семен Михайлович – избрал тернистый путь военного, видел подрастающего сына нечасто. С началом Первой мировой войны ушел сражаться. К Великому Октябрю был полным Георгиевским кавалером, заслужив полный бант – четыре Георгиевских креста.

Советскую власть сын кузнеца воспринял как свою. По рекомендации Михаила Фрунзе направлен на Восточный фронт командиром эскадрона. Затем воевал в составе особой ударной группы Василия Ивановича Чапаева, позже командовал кавалерийской бригадой в Первой конной армии Семена Михайловича Буденного. Свой орден Боевого Красного Знамени получил из рук Михаила Ивановича Калинина.

Погиб во время боев у переправы через реку Иква на территории современной Ровенской области (Украина) 19 июля 1920 года.

В семье осталось семеро сыновей, старший из которых – Михаил – сражался вместе с отцом и был награжден орденом Боевого Красного Знамени уже после войны, в 1925 году.

Николай рос в семье дяди. Пошел работать в 13 лет, в том же рабочем поселке где и рос – в Растяпино (ныне – Дзержинск Нижегородской области).

Четыре года трудился сезонным рабочим, потом устроился на завод, откуда получил путевку в фабрично-заводское училище, чтобы стать профессиональным рабочим.

А вот Дмитрий родился в семье рабочего, на той же Волге, в Самаре. И пошел трудиться уже в 10 лет. А в14 лет вступил в Красную Армию. Полком в отличие от Аркадия Гайдара не командовал. Участвовал в боевых действиях против басмачей в Средней Азии.

– Тебе учиться надо, сынок, – дал напутствие его комполка. – А с врагами мы сами разберемся…

Дмитрий демобилизовался из армии, учился в профессионально-технической школе, работал слесарем на бумажном комбинате, затем на фабрике в Иваново-Вознесенске.

В 21 год становится студентом политехнического института, откуда переводится в МВТУ имени Баумана…

Оба парня, воспитанные на идеях развития и процветания первого в мире государства рабочих и крестьян, за считанные годы становятся активными строителями социализма. Трудолюбивыми, ответственными, не щадящими себя…

Предвоенные годы

Николай в одном из самых сложных для страны, 1937 году, окончил Военную академию химической защиты и был назначен помощником начальника химслужбы Первой Московской Пролетарской стрелковой дивизии. Именно той, которая чуть позже, после штурма города-крепости Кёнигсберг до сих пор базируется в Калининграде.

Впрочем, уже в 1938 году Николай уходит на партийную работу. Становится парторгом отстающего предприятия в Ярославле, строит свою работу так, что через некоторое время объем выпускаемой продукции вырастает в два раза.

Хорошего организатора представили товарищу Сталину. Тот поинтересовался: а отец у вас был военным?

– Да, – отвечает Николай. – Он погиб в 1920 году.

– Его звали Семен Михайлович, как Будённого, – улыбнулся генсек. – В таком случае я спокоен – вы достойный сын…

И чуть помедлив, предложил:

– А как вы смотрите на то, чтобы возглавить советский комсомол?

– Иосиф Виссарионович, я больше пользы принесу на партийной работе…

Вызов?

Может быть…

Дмитрий в том же, 1937 году был назначен инженером-конструктором, потом главным конструктором и, наконец, директором завода «Большевик» в Ленинграде. На завод поступило импортное оборудование, установка которого затянулось. Прибыла комиссия Политбюро ЦК ВКП (б), которая предоставила в столице фото пустующих цехов.

Через пару дней руководство предприятия вызвали в Москву, к Сталину. Генсек приготовился к разносу, но молодой инженер Дмитрий представил снимки, изготовленные спустя день после отъезда комиссии. На них цеха выглядели по-иному – оборудование было установлено.

А та напористость, энергичность при отстаивании своей позиции перед вождем, произвело на всех впечатление.

32-летний директор предприятия был назначен наркомом вооружения СССР…

Война

Именно она тесно свела их судьбы. Дмитрию в ранге министра предстояло перенести военно-промышленный комплекс из европейской части России  на Урал и за Урал. Но отправить эшелоны с оборудованием и специалистами – только первая часть дела. Не менее важно принять, разместить, организовать производство.

И как же тут помог Николай, который уже в январе 1942 года был назначен первым секретарем горкома, а затем и обкома Челябинской области. «Танкоград» – это его детище. Вместе с трудящимися заводов, дающих фронту танки, артиллерийские системы, снаряды, мины…

У Дмитрия был огромный фронт работы. Сейчас, спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны, мы гадаем: как можно было разбить врага и освободить Европу?

И Николай, и Дмитрий работали в режиме 24 часа семь дней в неделю…

Послевоенное время

«Турбулентность» у Николая была выше. Его ценили настолько, что зачастую, как в 1937 году в Ярославле, посылали туда, где должен был быть прорыв.

Более полугода в 1947 году – секретарь ЦК КП(б) Украины. Далее – первый секретарь Ростовского обкома и горкома партии. Чуть больше шести лет – руководитель ЦК Компартии Белоруссии.

Далее – первый заместитель министра иностранных дел СССР. С 1958 по 1985 годы – министр внешней торговли СССР. За это время только экспорт газа вырос в сотни раз.

Дмитрий после войны был министром вооружения СССР, затем министр оборонной промышленности СССР, почти 18 лет министром обороны.

Дмитрий скончался 20 декабря 1984 года, не дожив всего четыре года до своего 80-летия.

Николай прожил больше и скончался почти год спустя – 18 октября 1985 года, на следующий день после 77-й годовщины со дня рождения Дмитрия.

Помимо дружбы их объединило уникальное явление.

И Николай Семенович Патоличев, и Дмитрий Фёдорович Устинов были по 11 раз награждены орденом Ленина.

Но дело не в наградах. Они служили Родине от рождения и до последнего вздоха…

Юрий Москаленко

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *